Вторник, 19.03.2024, 07:56
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 48
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Сайт Пащенко Л.И.

Ситуационные задачи

Проведенный анализ требований стандарта к результатам школьного  образования на трех уровнях (личностном, метапредметном и предметном) позволяет сделать очевидный вывод о том, что разработка методики использования ситуационных задач при интерактивном обучении является дополнением и расширением стратегии модернизации школьного образования.

Требует ответа вопрос: «что такое ситуационные задачи?». Ситуационная задача -  методический прием, включающий совокупность условий, направленных на решение практически значимой ситуации с целью формирования компонентов содержания школьного образования.

При всём многообразии видов ситуационных задач, все они имеют типовую структуру. Как правило, задача включает в себя:

  • название (желательно яркое, привлекающее внимание учащихся);
  • ситуацию - случай, проблема, история из реальной жизни;
  • личностно-значимый познавательный вопрос;
  • информация по данному вопросу, представленная в разнообразном виде (текст, таблица, график, статистические данные);
  • вопросы или задания для работы с задачей.

Задания для учащихся в этих задачах составляются разного уровня сложности (от ознакомления до оценки), что позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся (класса).

Ситуационные задачи ориентированы на формирование наиболее универсальных способов работы с информацией, которые опираются на таксономию, разработанную Б. Блумом. Решение ситуационных задач включает несколько последовательных этапов: целевой, актуализации, проблемный, выбора средств, теоретический, результативный, генерализации.

Ситуационные задачи - прием обучения нового поколения, сочетающий в себе целый ряд функций. Дадим их краткую характеристику:

  • Функция организации познавательной деятельности учащихся - ситуационные задачи способствуют усвоению учащимися содержания географии как школьного предмета.
  • Организация самостоятельной учебной деятельности школьников - учащиеся имеют возможность самостоятельно приобретать знания, проверять свои достижения с помощью разноуровневых заданий, вести учет результатов.
  • Корректирующая функция - сводная таблица позволяет оценивать результаты работы учащихся, а также осуществлять корректирующую функцию.

Существует определенный перечень критериев для подбора материала по ситуационным задачам:

  • Ситуационная задача должна быть сформулирована в виде рассказа.
  • Для ситуационной задачи необходимо брать темы, которые привлекают внимание школьников. Задача должна быть настоящим живым примером, который вызовет неподдельный интерес учащихся.
  • Для ситуационной задачи предпочтительнее выбирать современные случаи. Ситуационная задача должна быть актуальной.
  • Хорошо составленная ситуационная задача вызывает чувство сопереживания с главными действующими лицами. Важно, чтобы в задаче была представлена реальная ситуация, которая стимулирует проявление разнообразных эмоций (сочувствие, удивление, радость, гнев и т.д.).
  • В текст ситуационной задачи необходимо включать цитаты из различных источников, чтобы создать полноценную, реалистичную картину.
  • Создавая ситуационные задачи, необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. Проблема, которая лежит в основе ситуационной задачи, должна быть понятна ученику.
  • Наиболее эффективно использовать систему взаимосвязанных ситуационных задач.

Конструктор Л.С. Илюшина

Ознакомление

Понимание

Применение

Анализ

Синтез

Оценка

1

2

3

4

5

6

1. Назовите основные части …

8. Объясните причины того, что …

15. Изобразите информацию о … графически

22. Раскройте особенности …

29. Предложите новый (иной) вариант …

36. Ранжируйте … и обоснуйте …

2. Сгруппируйте вместе все …

9. Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы …

16. Предложите способ, позволяющий …

23. Проанализируйте структуру … с точки зрения …

30. Разработайте план, позволяющий (препятствующий) …

37. Определите, какое из решений является оптимальным для … (ваш взгляд), существуют между …

3. Составьте список понятий, касающихся …

10. Покажите связи, которые направлены на …

17. Сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает …

24. Составьте перечень основных свойств …, характеризующих … с точки зрения …

31. Найдите необычный способ, позволяющий …

38. Оцените значимость … для …

4. Расположите в определенном порядке …

11. Постройте прогноз развития …

18. Сравните … и … , а затем обоснуйте …

25. Постройте классификацию … на основании …

32. Придумайте игру, которая …

39. Определите возможные критерии оценки …

5. Изложите в форме текста …

12. Прокомментируйте положение о том, что …

19. Проведите (разработайте) эксперимент, подтверждающий, что …

26. Найдите в тексте (модели, схеме и т.п.) то, что …

33. Предложите новую (свою) классификацию …

40. Выскажите критические суждения о …

6. Вспомните и напишите …

13. Изложите иначе (переформулируйте) идею о том, что …

20. Проведите презентацию …

27. Сравните точки зрения … и … на …

34. Напишите возможный (наиболее вероятный) сценарий развития …

41. Оцените возможности … для …

7. Прочитайте самостоятельно …

14. Приведите пример того, что (как, где) …

21. Рассчитайте на основании данных о …

28. Выявите принципы, лежащие в основе …

35. Изложите в форме … свое мнение (понимание) …

42. Проведите экспертизу состояния …

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Ситуационные задачи"