Ситуационные задачи
Проведенный анализ требований стандарта к результатам школьного образования на трех уровнях (личностном, метапредметном и предметном) позволяет сделать очевидный вывод о том, что разработка методики использования ситуационных задач при интерактивном обучении является дополнением и расширением стратегии модернизации школьного образования.
Требует ответа вопрос: «что такое ситуационные задачи?». Ситуационная задача - методический прием, включающий совокупность условий, направленных на решение практически значимой ситуации с целью формирования компонентов содержания школьного образования.
При всём многообразии видов ситуационных задач, все они имеют типовую структуру. Как правило, задача включает в себя:
- название (желательно яркое, привлекающее внимание учащихся);
- ситуацию - случай, проблема, история из реальной жизни;
- личностно-значимый познавательный вопрос;
- информация по данному вопросу, представленная в разнообразном виде (текст, таблица, график, статистические данные);
- вопросы или задания для работы с задачей.
Задания для учащихся в этих задачах составляются разного уровня сложности (от ознакомления до оценки), что позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся (класса).
Ситуационные задачи ориентированы на формирование наиболее универсальных способов работы с информацией, которые опираются на таксономию, разработанную Б. Блумом. Решение ситуационных задач включает несколько последовательных этапов: целевой, актуализации, проблемный, выбора средств, теоретический, результативный, генерализации.
Ситуационные задачи - прием обучения нового поколения, сочетающий в себе целый ряд функций. Дадим их краткую характеристику:
- Функция организации познавательной деятельности учащихся - ситуационные задачи способствуют усвоению учащимися содержания географии как школьного предмета.
- Организация самостоятельной учебной деятельности школьников - учащиеся имеют возможность самостоятельно приобретать знания, проверять свои достижения с помощью разноуровневых заданий, вести учет результатов.
- Корректирующая функция - сводная таблица позволяет оценивать результаты работы учащихся, а также осуществлять корректирующую функцию.
Существует определенный перечень критериев для подбора материала по ситуационным задачам:
- Ситуационная задача должна быть сформулирована в виде рассказа.
- Для ситуационной задачи необходимо брать темы, которые привлекают внимание школьников. Задача должна быть настоящим живым примером, который вызовет неподдельный интерес учащихся.
- Для ситуационной задачи предпочтительнее выбирать современные случаи. Ситуационная задача должна быть актуальной.
- Хорошо составленная ситуационная задача вызывает чувство сопереживания с главными действующими лицами. Важно, чтобы в задаче была представлена реальная ситуация, которая стимулирует проявление разнообразных эмоций (сочувствие, удивление, радость, гнев и т.д.).
- В текст ситуационной задачи необходимо включать цитаты из различных источников, чтобы создать полноценную, реалистичную картину.
- Создавая ситуационные задачи, необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. Проблема, которая лежит в основе ситуационной задачи, должна быть понятна ученику.
- Наиболее эффективно использовать систему взаимосвязанных ситуационных задач.
Конструктор Л.С. Илюшина
Ознакомление |
Понимание |
Применение |
Анализ |
Синтез |
Оценка |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Назовите основные части … |
8. Объясните причины того, что … |
15. Изобразите информацию о … графически |
22. Раскройте особенности … |
29. Предложите новый (иной) вариант … |
36. Ранжируйте … и обоснуйте … |
2. Сгруппируйте вместе все … |
9. Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы … |
16. Предложите способ, позволяющий … |
23. Проанализируйте структуру … с точки зрения … |
30. Разработайте план, позволяющий (препятствующий) … |
37. Определите, какое из решений является оптимальным для … (ваш взгляд), существуют между … |
3. Составьте список понятий, касающихся … |
10. Покажите связи, которые направлены на … |
17. Сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает … |
24. Составьте перечень основных свойств …, характеризующих … с точки зрения … |
31. Найдите необычный способ, позволяющий … |
38. Оцените значимость … для … |
4. Расположите в определенном порядке … |
11. Постройте прогноз развития … |
18. Сравните … и … , а затем обоснуйте … |
25. Постройте классификацию … на основании … |
32. Придумайте игру, которая … |
39. Определите возможные критерии оценки … |
5. Изложите в форме текста … |
12. Прокомментируйте положение о том, что … |
19. Проведите (разработайте) эксперимент, подтверждающий, что … |
26. Найдите в тексте (модели, схеме и т.п.) то, что … |
33. Предложите новую (свою) классификацию … |
40. Выскажите критические суждения о … |
6. Вспомните и напишите … |
13. Изложите иначе (переформулируйте) идею о том, что … |
20. Проведите презентацию … |
27. Сравните точки зрения … и … на … |
34. Напишите возможный (наиболее вероятный) сценарий развития … |
41. Оцените возможности … для … |
7. Прочитайте самостоятельно … |
14. Приведите пример того, что (как, где) … |
21. Рассчитайте на основании данных о … |
28. Выявите принципы, лежащие в основе … |
35. Изложите в форме … свое мнение (понимание) … |
42. Проведите экспертизу состояния … |