Суббота, 17.11.2018, 22:36
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 45
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Сайт Пащенко Л.И.

ОРКСЭ

 

 

 

Рабочая программа по ОРКСЭ (Модуль "Светская этика")

Методическая разработка урока "Род и семья- источник нравственных отношений"

Учитель: Пащенко Лариса Ивановна

Модуль курса ОРКСЭ: «Основы светской этики»

Тема урока: Род и семья  - исток нравственных отношений

Цель урока: cоздать условия для формирования образа семьи у детей 4 класса.

 Предметные цели: знакомство с понятиями род, родословная, древо, родственники, семья, как частица рода, в которой сливаются мысли, традиции и культура.

Личностные цели: формирование чувств уважение, любви, почитания своих предков, воспитание интереса к семейным традициям.

Метапредметные цели: развитие чувства компетентности в сфере творческой деятельности, умение работать с родословным древом, с пословицами, развитие речи.

Авторский медиапродукт – презентационное сопровождение урока (среда SmartNotebook)

ТСО: проектор, компьютер.

Планируемые результаты:

– Сформировать ценностные отношения о правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями.

Ценностные установки: любовь к своей семье.

– Дать начальное представление о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

Формы обучения: групповая, индивидуальная , парная (с родителями).

Технологии обучения: проблемное обучение, коллективно-распределённая деятельность учащихся, использование ИКТ, проектная деятельность, интегрированное обучение и средство оптимизации процесса обучения.

Методы обучения: практические, проблемно-поисковые, методы самостоятельной работы, словесные, наглядные, репродуктивные.

Методы познания: сравнение, синтез, самостоятельный поиск учащимися новых знаний.

Планируемые результаты

  • дать начальные представления об этических нормах взаимоотношений в семье;
  • сформировать ценностное отношение к своей семье, старшему поколению;
  • научить различать степени родства.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оргмомент

Организация местоположения каждого ученика в классе, установка на доброжелательную обстановку.

Располагаются в классе

Проверка домашнего задания.

  •  Назовите тему предыдущего урока. Какое домашнее задание было вам предложено?
  • Кто выполнил? А, может, желаете сейчас экспромтом рассказать о своем друге?
  • А сейчас выполним следующее задание: посмотрите на доску, что вам надо будет сделать? (распределение по графам: что помогает дружбе, что мешает дружбе)

 

 

  • Дружба.
  • Зачитывают или рассказывают о своем друге, не называя имен. Другие ученики отгадывают имя указанного в рассказе друга.
  • Распределяют слова, называющие качества человека в две колонки: что мешает дружбе, что помогает дружбе: понимание, деликатность, мелочность, близость взглядов, неуверенность, зависть, прощение, доброта, равнодушие, благородство, самокритичность, болтливость, сдержанность, обдуманность фраз и поступков, нахальство, раздражительность, искренность, приветливость, честность (программа SmartNotebook)

 

Мотивация. Постановка темы и определение целей урока.

  • Я вам сейчас включу видеоролик, вы, просматривая его, подумайте, какая же тема нашего сегодняшнего урока? (Отрывок из кинофильма «Мама»).
  • Что такое семья?

Сейчас я вам прочитаю притчу, вы внимательно слушайте, чтобы ответить на мой вопрос (чтение с остановками).

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

            Дошел слух об этой семье до самого владыки. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге

-Как вы думаете, что это были за слова?

(фиксируются варианты ответов детей на доске)

Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.

Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:  «И все?»

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И, подумав, добавил:

Что еще очень важно в семье, по вашему мнению?

- И мира тоже.

Ребята, а с какими чувствами у вас ассоциируется семья?

Тема урока: «Семья».

Семья – семь я. Это «семь членов семьи и я – как глава семейства». Это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете.

 

 

 

 

Предлагают свои варианты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Открытие» нового знания (работа с понятиями  род и семья).

 

А сейчас найдите тему нашего урока в учебнике.

Есть ли еще понятие в теме, о котором мы сегодня будем говорить?

Подберите однокоренные слова к слову род.

Прочитайте в учебнике определение рода.

Род- это люди, которые считают себя потомками общего предка.

Семья- это союз близких родственников, которые живут вместе, дарят друг другу свою любовь и заботу и через семейные традиции воспитывают в детях лучшие человеческие качества.

Семья на самом деле сложный механизм. Сейчас мы узнаем, как вы разбираетесь в родственных связях (задание на соотнесение ).

 

Учащиеся находят тему.

 

 

Да, это род.

 

Род, родственники, родные, родители, Родина.

 

Решают задачи на соотнесение (программа SmartNotebook)

 

 

Решите еще задачи:

Назови родственников Наташи Ершовой, если на рисунке изображена семья её двоюродного брата.

Реши задачи.

  • У Саши есть двоюродная сестра, Дарья Петровна. Как зовут брата Сашиной мамы? (Петр)
  • Две матери, две дочери да бабушка с внучкой. Сколько женщин в семье? (3)

 

На слайде изображена семья, ребята передвигая имена соотносят с изображением

(программа SmartNotebook)

 

 

 

«Открытие» нового знания (работа с понятиями  родословное древо ).

 

Как же запомнить всех родственников, где можно увидеть всю сложную систему родства?

Родословная или генеалогическое дерево, древо!

Очень важно знать историю своей семьи. Ведь семья – это большая ценность, она помогает человеку достойно жить, помогает и в горе, и в радости.

В России 2008 год был объявлен Годом Семьи. Впервые 8 июля 2008 года отмечался новый праздник — День семьи. Он посвящён памяти святых Петра и Февронии Муромских.

В православной традиции они считаются покровителями супружеской верности, любви и семейного счастья. Теперь этот праздник отмечается каждый год.

А символом этого праздника является ромашка. Почему ромашка? Посмотрите есть сердцевина – лепестки вместе, а если нет?

У вас на столах тоже есть ромашки, вместе с мамами напишите в центре ключевое слово, которое объединяет всех ваших членов семьи. А на лепестках любые ассоциации, семейные заповеди. Составим вот такое ромашковое поле.

 

Для этого можно составить родословное древо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заполняют ромашки.

 

Совместная работа учащихся и родителей

Мы говорили о родословной, но раньше были у семьи, рода и другие символы. Одним из таких символов является герб. Составлением и изучением гербов занимается такая наука как геральдика. А людей, ведавших составлением гербов и родословных, которые к тому же на рыцарских турнирах были глашатаями и судьями называли герольдами. Вот и вы сейчас вместе со своими мамами и напарниками побудете в роли герольдов. Опираясь на технологическую карту (приложение 1), составьте герб своей семьи. Перед вами трафареты, карандаши, фигурки для семейного герба. Попробуйте за 5 минут составить макет , придумать девиз. А дома закончите.

 

Рефлексия

Итак, назовите тему урока?

Подумайте, что вы важного возьмете для себя из нашего урока?

Оцените, пожалуйста, себя по лестнице достижений. (Приложение 2)

 

 

 

Приложение 1.

Технологическая карта «Герб семьи»

 Составьте свой герб, опираясь на инструкцию.

1. Выбрать форму щита.

2. Разделить поле щита на части (можно по количеству членов семьи).

3. Выбрать для каждого члена семьи изображение – символ, дающий о нем конкретное представление.

4. Подумать и выбрать подходящий цвет для каждого члена семьи, используя цветовую символику.

5. Обычно герб венчает корона, или рыцарский шлем, как символ, величая и власти, подумайте, что может венчать ваш герб.

6. Гербы размещали на мантии, или орнаментах, её заменявшие. Разработайте свой растительный орнамент.

7. Разработайте девиз своей семьи.

8. Поработайте над общей композицией герба. Ограничьте его рамкой.

Основные части герба

Композиция герба обычно была симметрична. Самую важную информационную часть герба помещали в центр и называли щит.

По сторонам щит поддерживают фигуры-щитодержатели: люди, птицы, звери.

Герб украшает лента с девизом. Девиз - это краткое выражение, отражающее жизненные принципы рыцаря.

Венчает герб корона.

«Символика цветов»

  • Золото – знатность, могущество и богатство, а также христианские добродетели: веру, справедливость, милосердие и смирение.
  • Серебро – благородство, откровенность, а также чистоту, невинность и правдивость.
  • Червлень (красный) – храбрость, мужество, любовь, а также кровь, пролитую в борьбе.
  • Лазурь (голубой) – великодушие, честность, верность и безупречность, или просто небо.
  • Зелень – надежду, изобилие, свободу и радость, но может и просто означать луговую траву.
  • Пурпур (фиолетовый) – благочестие, умеренность, щедрость и верховное господство.
  • Чернь (черный) – осторожность, мудрость, печаль, траур

«Символика негеральдических фигур».

 

  • дуб, медведь означали силу;
  • факел, раскрытая книга – знание;
  • пчела – трудолюбие;
  • лавр – славу;
  • крылатый змей – зло, смуту;
  • дракон – могущество;
  • рука в перчатке – храбрость;
  • лев – символ силы, мужества, великодушия;
  • леопард – храбрость, отвага;
  • ворон – долголетие;
  • петух – символ боя.