Задача может быть изобретательской или исследовательской.
Противоречие и ИКР "обостряют" проблему, выявляют самую ее суть и подталкивают к сильным решениям. Формулировать ИКР и Противоречие можно в нескольких вариантах, что позволяет найти несколько решений. Для того чтобы сформулировать противоречие, можно воспользоваться следующими подходами.
Подход первый
"Данная часть системы должна обладать свойством "A", чтобы выполнять нужную функцию, — и свойством "неA", чтобы удовлетворять существующим ограничениям и требованиям".
Подход второй
"Должно выполняться действие "А", чтобы задача была решена, — и должно выполняться (выполняется) действие "не А", потому что такова реальность".
Идеальный конечный результат — это ситуация, когда нужное действие получается без каких-либо затрат (потерь), усложнений и нежелательных эффектов.
Правила формулирования ИКР:
Система сама или за счёт ресурсов выполняет нужное действие и при этом не допускает нежелательных эффектов. При формулировании ИКР желательно применять слово "Сам" (Сама, Само, Сами). Обычно используют три основные формулировки ИКР:
-
"Система сама выполняет данную функцию".
-
"Системы нет, а функции ее выполняются с помощью ресурсов".
-
«Функция не нужна».
3. Выявить Ресурсы
Ресурсами является всё, что может быть полезно при решении задачи. Причем желательно использовать те ресурсы, которые уже присутствуют в проблемной ситуации, а также "дешевые" ресурсы, затраты на получение и использование которых низки.
В основе эффективных решений лежат Ресурсы, уже имеющиеся в данной Системе (ситуация, обстановка): то есть мы ничего не добавляем извне, а результат достигается. Так, решая простую задачу, зачастую достаточно лишь поискать нужный Ресурс.
Какие бывают ресурсы
Принято классифицировать ресурсы следующим образом:
-
Материально-вещественные (вещества, предметы, товары, деньги, оборудование и т.д.).
-
Информационные (каналы и носители информации).
-
Ресурсы времени.
-
Ресурсы пространства (площадь, объем и т.д.).
-
Энергетические ресурсы и поля (тепловая, электрическая, электромагнитная, атомная энергия, звуковые сигналы и т.д.).
-
Человеческие (сами люди, а также их стереотипы, мотивация, каналы восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание).
-
Другие ресурсы (события прошлого, имидж, культура и др.).
Как использовать ресурсы?
-
Сформулируйте задачу.
-
Определите: какие Ресурсы нужны? В каких количествах?
-
Просмотрите Ресурсы. Сначала уже имеющиеся в Системе, потом — те, которых в самой Системе нет, но легко и дешево получить. И лишь в последнюю очередь редкие, дорогие, "трудоемкие" ресурсы.
-
Оцените ресурс. Каков будет эффект от его использования? Каковы затраты на использование или добычу (приобретение) этого ресурса?
-
Определите: каким образом применить ресурс?
Работая над задачей, полезно выписывать ресурсы на лист. Глядя на них, легче искать решение.
4. Применить приемы и принципы решения задач
Способы разрешения противоречий
Противоречия могут разрешаться во времени, пространстве (в т.ч. структуре), в воздействиях.
Разрешение противоречий во времени.
"В интервал времени Т1 рассматриваемая система обладает свойством "А", а в интервал времени Т2 — свойством "неА".
Разрешение противоречий в пространстве/структуре.
"Одна часть системы (или система в целом) обладает свойством "А", а другая часть (части) — свойством "неА".
Разрешение противоречий в воздействии.
"При Воздействии-1 система обладает свойством "А", а при Воздействии-2 — свойством "неА".
Принцип объединения.
В случае, если требуемые действия невозможно совершить с одним объектом, их производят с несколькими объектами. При этом можно выполнить следующее:
-
Соединить однородные или смежные объекты.
-
Объединить во времени однородные или смежные операции.
-
Один объект разместить внутри другого.
Принцип дробления.
В случае, если сложно произвести необходимое действие с объектом, производят его дробление.
При этом можно выполнить следующее:
-
Разделить объект на независимые части.
-
Выполнить объект разборным.
-
Увеличить степень дробления объекта.
Принцип динамичности.
В случае, если сложно производить необходимые действия с объектом, его из статического состояния переводят в динамическое (подвижное) состояние. При этом можно выполнить следующее:
-
Характеристики объекта (или внешней среды) должны меняться, чтобы всегда соответствовать изменяющимся условиям.
-
Разделить объект на части, способные изменяться и перемещаться относительно друг друга.
-
Если объект неподвижен, сделать его подвижным.
Принцип "сделать заранее".
Если невозможно в нужное время совершить действие с объектом, то необходимое действие производят заранее. При этом можно выполнить следующее:
-
Заранее выполнить требуемое действие (полностью или хотя бы частично).
-
Заранее расположить объекты так, чтобы они могли сразу вступить в действие, без подготовительных затрат.
Принцип посредника.
В случае, если сложно (или невозможно) произвести необходимые действия с объектом, то вводят посредник (промежуточный объект), с помощью которого и производят действия. При этом можно выполнить следующее:
-
Использовать промежуточный объект, передающий или переносящий действие.
-
На время присоединить к объекту другой (легкоудаляемый) объект.
Принцип "наоборот".
В случае, если сложно произвести необходимое действие с объектом, производят противоположное действие. При этом можно выполнить следующее:
-
Вместо действия, которое диктуется условием задачи, выполнить обратное (противоположное) действие.
-
Сделать движущуюся часть объекта или среды неподвижной, а неподвижную движущейся.
-
Повернуть объект "вверх ногами", вывернуть его.
Принцип "обратить вред в пользу".
В случае, если необходимо устранить вредное действие объекта (или процесса) постарайтесь обратить вред в пользу. При этом можно выполнить следующее:
-
Использовать вредные факторы (в т.ч. вредное воздействие среды) для получения положительного эффекта.
-
Устранить вредный фактор за счет сложения с другими вредными факторами.
-
Усилить вредный фактор до такой степени, чтобы он перестал быть вредным.
Принцип копирования.
В случае, если сложно (или невозможно) производить необходимые действия с объектом, используют его копию с которой (или над которой) производят нужное действие. При этом можно выполнить следующее:
-
Вместо недоступного, сложного, дорогостоящего, хрупкого объекта использовать его упрощенные и дешевые копии.
-
Заменить объект его оптической копией (изображением). Использовать при этом изменение масштаба (увеличивать или уменьшать копии).
-
Если используются оптические копии, перейти к копиям инфракрасным или ультрафиолетовым.
Принцип согласования и рассогласования.
В случае, если сложно произвести необходимые действия с объектом, его (или его параметры) согласовывают/ рассогласовывают с окружающей средой. При этом можно выполнить следующее:
-
Согласовать новый объект (или действия) с уже существующей системой (или действиями).
-
Согласовать или рассогласовать действие с ожиданиями и стереотипами людей.
5. Проанализируйте решения
Найденные решения желательно оценить с позиций идеальности. При этом можно задавать себе вопросы:
-
Насколько сложно и дорого осуществить решение?
-
Задействованы ли ресурсы системы?
-
Появились ли нежелательные эффекты при внедрении полученного решения?
Если перейдете по этой ссылке то вы увидите многочисленные ссылки с упоминанием аббревиатуры ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач).
http://www.altshuller.ru – официальный сайт Г.С. Альтшуллера, создателя ТРИЗ-РТВ-ТРТЛ.
На основе материалов:
Ширяева В.А. ТРИЗ-педагогика менеджеру современной школы. – М,: Сентябрь, 2008.
ТРИЗ задачник http://www.trizland.ru/