Вторник, 19.03.2024, 10:37
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 48
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Сайт Пащенко Л.И.

Изобретательские задачи

В технологии решения изобретательских задач задачи делятся на  изобретательские или исследовательские.
 
Изобретательская задача — это задача с четко обозначенной  целью, которую человеку требуется достигнуть, или есть проблема, которую нужно преодолеть, причем очевидные решения в данных условиях неприменимы. Перед человеком возникает вопрос: "Как быть?".
 
Исследовательская задача — это задача, в которой  происходит некоторое явление, и человеку необходимо объяснить его, выявить причины или спрогнозировать результат. Перед человеком стоит вопрос "Почему? Как происходит?".
1. Определить тип задачи

Задача может быть изобретательской или исследовательской.

Чтобы легче решить исследовательскую задачу, ее можно сформулировать  как изобретательскую. Для этого необходимо переформулировать главный вопрос: "Как сделать, чтобы происходило именно это явление?"
2. Сформулировать  к задаче Противоречие, Идеальный конечный результат (ИКР)

Противоречие и ИКР "обостряют" проблему, выявляют самую ее суть и подталкивают к сильным решениям. Формулировать ИКР и Противоречие можно  в нескольких вариантах, что  позволяет найти несколько решений. Для того чтобы сформулировать противоречие, можно воспользоваться следующими подходами.

 

Подход первый

"Данная часть системы должна обладать свойством "A", чтобы выполнять нужную функцию, — и свойством "неA", чтобы удовлетворять существующим ограничениям и требованиям".

 

Подход второй

"Должно выполняться действие "А", чтобы задача была решена, — и должно выполняться (выполняется) действие "не А", потому что такова реальность".

 

Идеальный конечный результат — это ситуация, когда нужное действие получается без каких-либо затрат (потерь), усложнений и нежелательных эффектов.

Правила формулирования ИКР:

Система сама или за счёт ресурсов выполняет нужное действие и при этом не допускает нежелательных эффектов. При формулировании ИКР желательно применять слово "Сам" (Сама, Само, Сами). Обычно используют три основные формулировки ИКР:

  • "Система сама выполняет данную функцию".
  • "Системы нет, а функции ее выполняются с помощью ресурсов".
  • «Функция не нужна».

 3. Выявить Ресурсы

Ресурсами является всё, что может быть полезно при решении задачи. Причем желательно использовать те ресурсы, которые уже присутствуют в проблемной ситуации, а также "дешевые" ресурсы, затраты на получение и использование которых низки.

 

В основе эффективных решений лежат Ресурсы, уже имеющиеся в данной  Системе (ситуация, обстановка): то есть мы ничего не добавляем извне, а результат достигается. Так, решая простую задачу, зачастую достаточно лишь поискать нужный Ресурс.

 

Какие бывают ресурсы

Принято классифицировать ресурсы следующим образом:

  • Материально-вещественные (вещества, предметы, товары, деньги, оборудование и т.д.).
  • Информационные (каналы и носители информации).
  • Ресурсы времени.
  • Ресурсы пространства (площадь, объем и т.д.).
  • Энергетические ресурсы и поля (тепловая, электрическая, электромагнитная, атомная энергия, звуковые сигналы и т.д.).
  • Человеческие (сами люди, а также их стереотипы, мотивация, каналы восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание).
  • Другие ресурсы (события прошлого, имидж, культура и др.).

 Как использовать ресурсы?

  1. Сформулируйте задачу.
  2. Определите: какие Ресурсы нужны? В каких количествах?
  3. Просмотрите Ресурсы. Сначала уже имеющиеся в Системе, потом — те, которых в самой Системе нет, но легко и дешево получить. И лишь в последнюю очередь редкие, дорогие, "трудоемкие" ресурсы.
  4. Оцените ресурс. Каков будет эффект от его использования? Каковы затраты на использование или добычу (приобретение) этого ресурса?
  5. Определите: каким образом применить ресурс?

Работая над задачей, полезно выписывать ресурсы на лист. Глядя на них, легче искать решение.

 

4. Применить приемы и принципы решения задач

 

Способы разрешения противоречий

 

Противоречия могут разрешаться во времени, пространстве (в т.ч. структуре), в воздействиях.

Разрешение противоречий во времени.

"В интервал времени Т1 рассматриваемая система обладает свойством "А", а в интервал времени Т2 — свойством "неА".

Разрешение противоречий в пространстве/структуре.

"Одна часть системы (или система в целом) обладает свойством "А", а другая часть (части) — свойством "неА".

Разрешение противоречий в воздействии.

"При Воздействии-1 система обладает свойством "А", а при Воздействии-2  — свойством "неА".

Принцип объединения.

В случае, если требуемые действия невозможно совершить с одним объектом, их производят с несколькими объектами. При этом можно выполнить следующее:

  • Соединить однородные или смежные объекты.
  • Объединить во времени однородные или смежные операции.
  • Один объект разместить внутри другого.

Принцип дробления.

В случае, если сложно произвести необходимое действие с объектом, производят его дробление.

При этом можно выполнить следующее:

  • Разделить объект на независимые части.
  • Выполнить объект разборным.
  • Увеличить степень дробления объекта.

Принцип динамичности.

В случае, если сложно производить необходимые действия с объектом, его из статического состояния переводят в динамическое (подвижное) состояние. При этом можно выполнить следующее:

  • Характеристики объекта (или внешней среды) должны меняться, чтобы всегда соответствовать изменяющимся условиям.
  • Разделить объект на части, способные изменяться и перемещаться относительно друг друга.
  • Если объект неподвижен, сделать его подвижным.

 Принцип "сделать заранее".

Если невозможно в нужное время совершить действие с объектом, то необходимое действие производят заранее. При этом можно выполнить следующее:

  • Заранее выполнить требуемое действие (полностью или хотя бы частично).
  • Заранее расположить объекты так, чтобы они могли сразу вступить в действие, без подготовительных затрат.

 Принцип посредника.

В случае, если сложно (или невозможно) произвести необходимые действия с объектом, то вводят посредник (промежуточный объект), с помощью которого и производят действия. При этом можно выполнить следующее:

  • Использовать промежуточный объект, передающий или переносящий действие.
  • На время присоединить к объекту другой (легкоудаляемый) объект.

Принцип "наоборот".

В случае, если сложно произвести необходимое действие с объектом, производят противоположное действие. При этом можно выполнить следующее:

  • Вместо действия, которое диктуется условием задачи, выполнить обратное (противоположное) действие.
  • Сделать движущуюся часть объекта или среды неподвижной, а неподвижную движущейся.
  • Повернуть объект "вверх ногами", вывернуть его.

 Принцип "обратить вред в пользу".

В случае, если необходимо устранить вредное действие объекта (или процесса) постарайтесь обратить вред в пользу. При этом можно выполнить следующее:

  • Использовать вредные факторы (в т.ч. вредное воздействие среды) для получения положительного эффекта.
  • Устранить вредный фактор за счет сложения с другими вредными факторами.
  • Усилить вредный фактор до такой степени, чтобы он перестал быть вредным.

 Принцип копирования.

В случае, если сложно (или невозможно) производить необходимые действия с объектом, используют его копию с которой (или над которой) производят нужное действие. При этом можно выполнить следующее:

  • Вместо недоступного, сложного, дорогостоящего, хрупкого объекта использовать его упрощенные и дешевые копии.
  • Заменить объект его оптической копией (изображением). Использовать при этом изменение масштаба (увеличивать или уменьшать копии).
  • Если используются оптические копии, перейти к копиям инфракрасным или ультрафиолетовым.

Принцип согласования и рассогласования.

В случае, если сложно произвести необходимые действия с объектом, его (или его параметры) согласовывают/ рассогласовывают с окружающей средой. При этом можно выполнить следующее:

  • Согласовать новый объект (или действия) с уже существующей системой (или действиями).
  • Согласовать или рассогласовать действие с ожиданиями и стереотипами людей.

 5. Проанализируйте решения

Найденные решения желательно оценить с позиций идеальности. При этом можно задавать себе вопросы:

  • Насколько сложно и дорого осуществить решение?
  • Задействованы ли ресурсы системы?
  • Появились ли нежелательные эффекты при внедрении полученного решения?

Если перейдете по этой ссылке то вы увидите  многочисленные ссылки с упоминанием аббревиатуры ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач).

 http://www.altshuller.ru – официальный сайт Г.С. Альтшуллера, создателя ТРИЗ-РТВ-ТРТЛ.

 

На основе материалов:

Ширяева В.А. ТРИЗ-педагогика менеджеру современной школы. – М,: Сентябрь, 2008.

ТРИЗ задачник http://www.trizland.ru/