Суббота, 21.07.2018, 07:02
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 45
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Сайт Пащенко Л.И.

Метод Интеллект-карт

Внешне интеллект-карта напоминает …нейроны головного мозга во взаимосвязи. А на самом деле… - структурно это оно и есть! Получается идеальное соответствие визуального восприятия с основой, заложенной в построении этой информации.

    Интеллект-карта это графическое выражение процесса мышления.

Метод интеллект-карт предложен американским психологом Тони Бьюзеном. Изучением метода в России занимается профессор Санкт-Петербургского университета Бершадская Елена Александровна. С теоретическими вопросами данного метода можно познакомиться на сайте Михаила Евгеньевича Бершадского.

Можно сказать без преувеличения, что метод интеллект-карт может вызвать едва ли не революцию в образовании. Многие проблемы, источником которых являются когнитивные затруднения учащихся, могут быть решены, если сделать процессы мышления школьников наблюдаемыми. Именно это и позволяет осуществить метод интеллект-карт. Благодаря визуализации процессов мышления метод интеллект-карт позволяет:

  • глубоко изучать личность учащихся и обнаруживать причины их когнитивных и эмоциональных затруднений;
  • вести мониторинг когнитивных и личностных изменений, происходящих с учащимися в образовательном процессе;
  • разрабатывать и реализовывать программы коррекции когнитивных и эмоциональных затруднений;
  • развивать креативность школьников;
  • формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой деятельности по составлению интеллект-карт;
  • формировать общеучебные умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией (конспектирование, аннотирование, участие в дискуссиях, подготовка докладов, написание рефератов, статей, аналитических обзоров, проведение контент-анализа и т. д.);
  • улучшать все виды памяти (кратковременную, долговременную, семантическую, образную и т. д.) учащихся;
  • ускорять процесс обучения;
  • формировать организационно деятельностные умения;
  • формировать умения, связанные с метакогнитивным контролем собственной интеллектуальной деятельности;
  • учить учащихся решать проблемы.

Основная цель метода - оценить как мыслит ребенок.

Основные направления использования интеллект-карт в образовательном процессе:

  • при обобщении материала;
  • при изучении новой темы;
  • для систематизации и структурирования информации;
  • для организации и проведения контроля знаний;
  • для создания опорного алгоритма действий (например, решение задачи, анализ произведения, описание художественного образа и т.д.)

В основе построения интеллект-карт лежит ассоциация – связь двух представлений, когда одно, появившись, вызывает другое.

Ассоциации возникают в следующих случаях:

  • между объектами есть сходство, что-то знакомое;
  • объекты прямо противоположны;
  • происходящие события напоминают об объекте;
  • многократно повторяющееся событие напоминает об объекте.

Правила составления интеллект-карты

1. В центре располагается прототип значимого объекта (основное понятие темы, раздела, параграфа; главная идея; главная проблема).  Он должен быть выделен цветом, красочно оформлен, желательно нарисовать его образ. Рекомендовано использовать объем, выпуклые буквы. Шаг 1

2. От центрального понятия  расходятся ветви ассоциаций (под темы, под идеи), количество которых  прямо пропорционально памяти. Рекомендовано использовать не более 7 ветвей (под идей, под тем). Если количество ветвей более 7, то следует укрупнить группы ассоциаций (группы под идей, под тем). Ветви ассоциаций желательно выделять разными цветами. На каждой ветке записывается одно - два слова (не больше) и размещается графический образ, ассоциирующийся с под идеей (под темой). Шаг 2

3. Далее каждая ветка разветвляется на под темы (под идеи) второго уровня, так же на ветке второго уровня записывается одно - два слова и располагается графический образ ассоциаций. Шаг 3

4. Каждая ветка 1 уровня с соответствующими ветками 2-го, 3-го уровней заключается в замкнутую область (ореол) того же цвета, что и ветви. Шаг 4

5. Между понятиями разных ветвей устанавливаются связи. Шаг 5

 

Мастер -класс по использованию интеллект-карт .  Источник